Яна, расскажи, как ты пришла к продюсированию?

Случайно. И закономерно) Мое первое образование музыкальное, и большой страстью был джаз. Вначале были родительские пластинки, а потом - собственные песни в стиле босса-нова, даже выпустила часть из них на студии «Союз». Музыка невероятно развивает эмоциональный интеллект, что очень пригодилось в дальнейшей жизни. Потом увлек бизнес, и больше всего драйвила необходимость решать различные интеллектуальные задачки, поставленные собственником компании (Я.Г.- много лет возглавляла отдел развития крупной компании, отвечала за поиск и внедрение идей по развитию бизнеса, позже в качестве привлеченного бизнес-консультанта развивала разные компании). Задачи никогда не повторялись - сегодня отдел маркетинга, завтра производство, затем торговый сектор, транспортный отдел, служба сервиса - и это было прекрасно! За более чем 10 лет такой практики сформировались два важных навыка: сильное чутье на "работающие" идеи и понимание причинно-следственных связей.

Когда отвечаешь не только за поиск "гениальных" идей, но и за их внедрение, узнаешь на практике, где именно и как они "умирают" в силу неисполнимости - быстро приобретаешь здоровое чувство реальности.

Сейчас, часть своих клиентов и партнеров я консультирую по телефону - они рассказывают кейс, и получают решения, удивляясь потом, как я "угадала". Мистики здесь нет, просто опыт. Я знаю, что надо "подкрутить" в торговле, чтобы на производстве стало лучше (смеется). Что люди смогут выполнить, а что нет, несмотря ни на какую мотивацию. Самым бесценным качеством, приобретенным в этой деятельности, стало абсолютное бесстрашие перед новыми сферами и задачами.

Переход к продюсерской деятельности "вытек" из предыдущих занятий. В начале года я пришла к владельцу крупной конференционной компании в качестве консультанта по оптимизации его бизнеса, а уже в конце года стала продюсером крупнейшего форума по мультиканальной торговле в этой компании. А позже ушла в свои проекты.

Каким должен быть продюсер по твоему мнению?

Бесстрашным, открытым новому опыту, умеющим слышать людей, быть аналитиком и креативщиком одновременно, заряжать энергией, уметь следовать своему чутью, понимать, как искать идеи и как их превращать в успешный проект, быть лидером. Профессия требует прежде всего определенной внутренней зрелости. Чем больше у человека опыта и знаний в разных областях, тем шире его взгляд. Все прорывные идеи находятся именно на стыке областей.

Мне кажется, в наше время вообще нужно быть "квантовой" личностью.

Быстро меняться, не идентифицировать себя с какой-то одной ролью, не быть жертвой биографии, менять разные занятия и статусы, не депрессируя по этому поводу, а наслаждаясь. У многих людей в нашей стране по старинке линейное понятие о карьере: вначале ты должен быть младшим бухгалтером, потом старшим и так далее. Однако жизнь стремительно меняется, никто больше не может гарантировать "25 лет службы на одном заводе". Второй фактор, который я хочу отметить – это то, что мир стал мозаичным, однозначные и единые прежде критерии социального успеха рассыпались, каждый может строить свой собственный успешный жизненный проект. Надо научиться быть продюсером своей жизни. То есть из пассивной позиции перейти в активную, взять менеджмент своей жизни на себя, делать из своей жизни историю, радующую прежде всего тебя самого.

По каким критериям можно разглядеть хорошего продюсера мероприятия?

Для состоявшихся продюсеров, понятно - их реализованные проекты, и правильная трансформация неудачного опыта. Ведь даже у гениальных продюсеров есть провальные проекты. По своему опыту скажу - если у продюсера есть возможность реализовать следующий за неудачным проект, этот продукт будет превосходным. Потому что хороший продюсер - это, по-большому счету, свойство характера: ты активно переоцениваешь свои шаги и стратегии в поиске ответа на вопрос, что надо было сделать иначе. И ты его находишь. А это новое качество продюсирования следующих проектов, иной уровень решения challenges (вызовов). В начинающем специалисте очень трудно угадать каким он станет. Например, принято считать, что лучшие продюсеры получаются из журналистов и маркетологов. Я в корне с этим не согласна. Для меня возможной предпосылкой хорошего продюсера является наличие успешного опыта в разных областях. Это суть продюсирования: успешное проектное мышление не в одной сфере.

Что ты посоветуешь продюсерам конференций?

Любить людей и иметь здоровое чувство юмора, не уставать развиваться, уметь трансформировать негативные стороны профессии в опыт и новые идеи для проектов, выстраивать систему постоянного совершенствования проектов.

Будучи генеральным продюсером Online Retail, который собирал 500+ участников рынка мультиканальной торговли на своей площадке, расскажи как лично у тебя проходил отбор спикеров?

Это достаточно узкий рынок, с ограниченным числом "раскрученных" спикеров. Я искала новые имена и не "затертые" лица, настоящих практиков, действительно владеющих "сакраментальным" знанием, которые в силу разных обстоятельств, находятся в тени и открывала рынку эти новые персоны. Очень часто спикеры, "обнаруженные" мной, и представленные профессиональной тусовке, начинали свое "шествие" по другим конференциям. И для меня это было комплиментом.

Переходя к разговору о спикерах, как ты думаешь, чего не хватает российским спикерам?

Драйва, внутренней свободы, раскованности. Чаще всего, отличить иностранного спикера от российского очень легко. Зарубежные спикеры свободны в манерах, демократичны, раскованы, много шутят, и строят свои выступления по всем законам шоу. Наши - более зажаты и скованны, почти не шутят, слишком серьезно подают материал. Если же говорить о содержании, "воды" хватает и там и там (смеется)

Ты когда-нибудь кому-нибудь рекомендовала пройти курсы ораторского мастерства или в целом, подтянуть собственный навык публичного выступления?

Над собой я постоянно работаю, но лично уверена, что курсы для этого не нужны. а своим спикерам я помогаю правильной настройкой - косноязычие на сцене не всегда признак плохого владения словом, иногда просто следствие страха (как известно, страх публичных выступлений второй после страха смерти), задача продюсера - сыграть роль психолога, снять возможный спазм перед публичным выступлением.

Как ты относишься к тому, когда спикеры не доезжают до конференции, где должны выступить?

По разному. Есть объективные обстоятельства, их можно понять. Есть отговорки - вы не поверите, но часть неявок связано с приближением «часа х» и усиливающимся страхом спикеров выходить на сцену. Я сама прекрасно помню этот синдром - когда только начинала выступать на больших мероприятиях, ловила себя на том, что хочу позвонить организаторам и сказать, что я "тяжело больна и прийти не смогу" (смеется). Когда начала продюсировать, учитывала этот синдром. Если знаешь причину и работаешь с ней - этой категории неявок можно избежать. Есть откровенное "кидалово" - это когда спикеры не считают нужным даже предупредить. Всегда грустно сталкиваться с отсутствием деловой этики. Я таких спикеров заношу в черный список.

В чем секрет 100% явки?

Активная работа с мотивацией спикеров. Им должно быть также интересно в этом участвовать, как и тем, кто их будет слушать. Надо увлекать идеями, или вовлекать в активную обратную связь, чтобы спикеры выдвигали собственные идеи о том, как сделать диалог на сцене увлекательнее. Тогда им трудно пропустить то, что они сами придумали)

Что ты посоветуешь начинающим спикерам?

Не зацикливаться на страхе, а сосредотачиваться на предмете выступления. Готовить речь так, как если бы вы хотели рассказать о предмете выступления друзьям. Искать больше образов, метафор, остроумных высказываний. Никогда не повторять то, что написано на слайде: устная речь и сопутствующий кадр должны различаться. Изучать чужой успешный опыт, не обязательно из деловой среды, речи известных адвокатов, деятелей культуры. Я, например, рекомендую "Устные рассказы" Андронникова - по-моему, гения устного слова. Но ни в коем случае не копировать, а находить свой стиль.

Как продюсер, что ты можешь посоветовать опытным спикерам?

К уже сказанному - тщательно выбирать уровень мероприятий для выступлений, и стараться не выйти "в тираж", не утрачивать чувство вкуса. У продюсеров и спикеров естественный конфликт интересов: продюсер все время ищет новые лица, а спикер мечтает "засветиться" на как можно большем числе мероприятий, и ходить на них постоянно. И в конце концов, начинает везде "мельтешить". И в этот момент продюсеры говорят "мы не хотим его брать, он везде, он всем надоел". Вот большое искусство для спикера - с одной стороны, оставаться активно представленным на разных мероприятиях, а с другой стороны - не выйти в тираж, не надоесть, оставаться привлекательным "брендом" для продюсеров. Это значит всегда быть крайне подготовленным, свежим, актуальным и интересным.

По твоему мнению - что подкупает аудиторию больше всего?

Чувство юмора, знание предмета и умение в доступной форме объяснить сложные вещи. Если какой-то элемент отсутствует, то впечатление остается неполным.

Как ты можешь объяснить тот факт, что за выступление спикера компании могут заплатить $100 000, а то и €200 000. Я уже не говорю про £.

Клиенты готовы платить за то удовольствие, которое спикер им даст, за принесенную ценность. Такой гонорар обусловлен тем, что этот спикер уже получил в деловой среде свой "Оскар спикера".

Все, как в Голливуде - сценарист, получивший "Оскара", на другой день просыпается с другой рыночной стоимостью за свои услуги.

Даже у номинантов гонорар сразу повышается в 2-3 раза.

Кого ты считаешь выдающимися спикерами?

Билл Клинтон, Герман Греф, Ирина Хакамада, Леонид Гозман, Борис Немцов был отличным спикером. Вообще, стоит учиться у политиков. Многие из них - выдающиеся ораторы.

Расскажи немного о себе, как о спикере.

Более пяти лет веду мастер-классы и тренинги, а также выступаю на профильных конференциях на темы, связанные с внедрением инновационной среды в компании, оптимизации процессов, новых форм мотивации, построения системы постоянного сбора идей по совершенствованию бизнеса. Консультирую владельцев компаний в части развития их бизнесов. В последнее время к этому добавился консалтинг в сфере ивент-менеджмента и продюсирования.

Что тебя вдохновляет?

Дружба, любовь, искусство, интеллектуальные дискуссии, командное со-творчество при решении задач, отношения с одухотворенными людьми. Один час, проведенный с увлеченным и одухотворенным человеком, заменяют полгода чтения книг.