Состояние отрасли и тренды в арт-спикерстве

Начнем с того, что рынок лекций, выступлений, курсов, семинаров и прочих краткосрочных программ для взрослой аудитории по теме искусства буквально формируется на наших глазах. И если мы мысленно перенесемся на 4-5 лет назад, то увидим зарождение этой подотрасли.

2014 год: еще не существует таких крупных и широко известных сегодня игроков как “Level One” и “Синхронизация”. “Теории и практики” в большей части специализируется на разовых или бесплатных обучающих мероприятиях. Богатого многообразия, россыпи локальных и средних лекториев и схожих проектов еще не существует.

Сегодня только на московском рынке это уже десятки игроков с высоким уровнем ротации: одни лекционные проекты заявляют о старте с надеждой на быструю победу, а другие, не получив на этом, казалось бы простом, рынке, ожидаемых сверхприбылей и быстрой окупаемости, благополучно сворачивают некогда полные надежд и планов проекты.

Поэтому об устоявшихся, явно просматриваемых, трендах говорить с высоким уровнем достоверности достаточно сложно. Однако следующие восемь значимых пунктов я бы выделил:

1. Движение в сторону онлайн и дистанционной, отсроченной во времени подачи материала

Для крупных проектов это один из способов масштабирования бизнеса. Возможность выхода как на альтернативную аудитория с иным алгоритмом потребления, находящуюся все в том же знакомом московском регионе (ну не все ходят на живые лекции), так и попытка выйти в регионы, придать экстерриториальный характер бизнесу. Безусловно, попытка таким образом придать продуктовой линейке критерий облегченной тиражируемости и сокращения костов в данном случае также имеет значимую роль.

Один из многочисленных онлайн-курсов по искусству

С методической точки зрения создание своеобразных дистанционных курсов не только с возможностью сохранения авторской манеры спикера по подаче материала, но и с элементами проверки и закрепления знаний, приближает такие продукты к более полноценным обучающим программам.

2. Тренд на развитие региональных и выездных лекционных проектов

Я вижу и по количеству запросов, поступающих лично мне, и по общерыночному состоянию, что для ряда ищущих такой способ содержательного досуга в регионах все также остается малодоступен. И, прежде всего, по совершенно банальной причине: недостаточности местных лекториев. С другой стороны, данный парадокс вполне объясним - количество потенциальных слушателей, готовых посвятить свободный вечер теме искусства, остается весьма незначительным для создания и развития перманентно функционирующего проекта.

И одним из выходов, как и в конце XIX века для Передвижников с их кочующими по стране выставками, становятся время от времени приезжающие спикеры, удовлетворяющие потребности некоего пула активных слушателей.

Мастер-класс и круглый стол реставраторов из Эрмитажа в Национальном музее Бурятии

3. Привязка аудитории к спикеру

Спикер и лекционный проект в некоторой степени находятся в состоянии латентной конкуренции: лекторий стремится сделать клиента максимально лояльным к своему бренду и побудить к потреблению все большего количества продуктов из своей линейки, а лектор вольно или невольно прокачивает личный бренд, привязывая слушателя непосредственно к своим лекциям.

Формирование таких своеобразных “адептов” персоны спикера может стать как сильным конкурентным преимуществом лектория, так и выбить стул из под еще неокрепшего и неустоявшегося проекта.

4. Событийность

Под событийностью я подразумеваю динамическое создание продуктов, лекций, отвечающих потребностям “сегодняшнего дня”. Стартовал последний сезон “Игры престолов”, и лектории, предвосхищая это событие, предложили рынку ряд лекций с анализом разных культурологический аспектов произведения: от анализа моды, до изучения литературных реминисценций.

Афиша одной из лекций, проводимых в Третьяковской галерее во время выставки работ Мунка

Аудитории действительно удобно поучаствовать в лекции о Репине или Мунке перед или непосредственно после похода на выставку. Помимо образовательного аспекта и эффекта более глубокого погружения это позволяет посетителю удовлетворить наивысшие потребности по теории их иерархии - вплоть до самоактуализации.

5. Глубина

Если начиналась история формирования рынка образования в сфере искусства с похожего подхода на сформулированное Александром Сергеевичем “Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Ученый малый, но педант. Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка”, то сегодня все больше проявляются ростки желания углубиться в проблему, изучить вопрос скрупулезнее.

Именно поэтому тему эпохи Возрождения сегодня можно услышать и на лекции в два часа, и на курсе из шести лекций с общей длительностью в 12 часов

Основатель лекционного проекта ArtHack.Club Дмитрий Захаров во время лекции

6. Дискуссионные форматы

Слава богу, тема искусства, его истории, трактовки допускает обсуждение, плюрализм мнений, неоднозначность. Словом, не существует истины, за которой стоит жирная точка. В этом вопросе всегда остается место для многоточия.

И следующим этапом после того, как слушатель накопил определенный базис первичных знаний, он желает превратиться в говорителя, выразителя своего личного мнения. Дискуссионный формат, формат клуба, где постоянные участники, достаточно зная друг друга, не стесняются выражать своего мнения, надеюсь станет одним из векторов развития рынка.

Слышали бы вы, какие нешуточные страсти разгораются на обсуждении, например, темы современного искусства! Такой формат предъявляет дополнительные требования к спикеру, который в данном случае примеряет на себя роль модератора, фасилитатора.

7. Децентрализация, демонополизация

Если в большинстве рынков мы наблюдаем значимое укрупнение игроков и сокращение числа мелких представителей (где теперь несетевые магазинчики у дома?), то в подотрасли арт-спикерства тенденция диаметрально противоположная. Коворкинги, студии живописи и рисования, всевозможные лофты, арт-пространства и так далее - все, рано или поздно, запускают с разной степенью успешности лекционные проекты.

Единственным ключевым различием является накопленная совокупная масса клиентской базы лекционного проекта и доступные компетенции и бюджеты, выделенные на ее наращивание.

8. Необычная тематика, угол зрения

Время, когда тема выступления спикера, звучащая по академически формально могла “зайти” и пробудить интерес к лекции, прошло. Тема “Босх и его творения” навряд ли вызовет желание потратить время и личные средства. Беглый анализ некоторых актуальных тем по данному художнику на момент написания еще раз подтвердил важность творческого подхода к неймингу продукта и необычному взгляду на ту или иную тему:

  • Босх: загадки и тайные смыслы
  • Христос и святые в работах Босха: ангелы и дьяволы в человеческом облике
  • Босх с вами! Актуальный художник для нас. Вчера, сегодня, завтра… (кстати, эта лекция моего авторства)
  • Онлайн-лекция «Подглядывая за Босхом: повседневная жизнь великого мастера и его современников»

Однако с уверенностью можно сказать: в отрасли арт-спикерства в ближайшее время скучно не будет!

Дмитрий Захаров